Следуйте за нами:

Первый день в детском саду

Рейтинг статьи:

Первый день в детском саду
Адаптация к садику

Ваш ребёнок собирается в садик - эта статья о том, как быстро адаптироваться к новым условиям. Как привыкнуть и собираться в сад с удовольствием...

Ребенок идет в детский сад первый раз: советы родителям, как быстрее привыкнуть

Ребёнок идёт в садСовременные детские сады, с одной стороны, стали предлагать больше гибких условий для родителей и детей, а с другой — с позиции ответственного подхода к подготовке малышей — стали более жесткими и структурированными.

Поэтому дети, которые приходят в детские сады, получают больше информации, но это означает, что и нагрузка на психику возрастает. Впрочем, без такой подготовки поступить в современную школу — тоже стресс, потому что и школы поменяли формат обучения, и ребенок без подготовки просто будет находиться в шоковом состоянии. Вывод простой: начинайте готовить ребенка к посещению детского сада задолго до поступления туда.

Впрочем, вам никто не мешает отказаться от социальных институтов в принципе: сейчас существует много альтернативных подходов к обучению на дому, и заняты таким воспитанием отнюдь не единичные семьи, так что вы найдете и единомышленников, и поддержку. Но если вы решили отдать ребенка в детский сад, то начинаем готовиться.

Видео о первом дне в детском садике

Первый этап: подготовительный

Быстрая адаптация ребёнка в садуОн начинается за 1–1,5 годадо посещения сада, но может продолжаться и все время, когда ребенок уже ходит в садик.

Меняем режим: учим подстраиваться под тот режим, что существует в детском саду. Какой именно — узнаем у воспитателей конкретного учреждения. Режим соблюдаем даже в выходные дни: никаких послаблений.

Начинаем включать в рацион те блюда, которыми кормят в детском саду, чтобы ребенок не отказывался от еды в садике и не испортил себе желудок. Учим пользоваться ложкой, вилкой, правильно есть хлеб. Приучаем не баловаться за столом, не кидаться пищей.

1. Учим одеваться и раздеваться самостоятельно. Особое внимание уделяем умению застегивать молнии, пуговицы, кнопки, завязывать шнурки, отличать левое и правое.

2. Учим просить о помощи вежливо, а не устраивать истерики и отмалчиваться, если что-то не получается.

3. Отучаем от памперсов, учим проситься в туалет, особенно если туда захотелось во время сна.

На улице, во дворе, в коллективах, где есть дети, обучаем основам общения, приглашаем Ребёнок и первый день в садугостей в дом, приучаем ребенка к тому, что он не один, что надо уметь делиться игрушками, выяснять отношения без скандалов.

Начните водить ребенка к садику, показывая, как в нем играют другие детишки. Рассказывайте, что там происходит, чем заняты дети и воспитатели. Например, можно сказать: «Смотри, сейчас все пойдут кушать, а потом поспят. А вечером будут лепить из пластилина». Если ребенок захочет к детям тоже, нужно сказать, что пока туда не пустят, потому что пока что он еще маленький, но скоро будет можно.

Для родителей важно, чтобы отношение к детскому саду было позитивное, чтобы ребенок не ощутил стресс, когда его приведут в чужое место и оставят там одного. Практика показывает, что первые три недели многие дети находятся в шоковом состоянии: многие считают, что родители их бросили, поэтому и ведут себя неадекватно, устраивают скандалы, плохо спят, мочатся в кроватку, не кушают, почти не играют, агрессивны, раздражительны. И все это потому, что переходный период не был организован!

Привыкнуть к садуНачните называть домашние предметы и действия так же, как это делается в детском саду, играет в детский сад. Например, постройте из кубиков детский садик, покажите раздевалку, спальню, столовую, дворик для игры. На роль воспитательницы выбирайте добродушное животное: маму-козу, маму-курочку, но уж точно не медведя, волка или какого-то робота.

Не забывайте играть по режиму: игрушечные детишки в садике тоже должны соблюдать режим. Завтракать, ходить гулять, ложиться отдыхать днем, вечером ждать, когда за ним придут родители.

Очень полезно играть с малышом в прятки, причем лучше всего на открытых пространствах: в саду, в лесу. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мамы может пропасть из поля зрения, и должен воспринимать это как часть игры. Тогда стресс от отсутствия мамы в течение суток не будет таким сильным. Игровой формат пряток подразумевает, что мама пропала понарошку, а не всерьез. Такое же ощущение будет у малыша в детском саду. Да и в стрессовой ситуации, если ребенок вдруг потеряется, он не впадет в панику. А уверенность, что мама найдется, поможет ему сориентироваться на месте намного эффективнее, чем страх и слезы. 

Сегодняшние мамы страдают гиперопекой. Мир кажется опасным и агрессивным: даже в Первый день в детском садушколу водят детей за руку вплоть до 10 лет. Это порождает у детей чувство инфантилизма и страхи. На самом деле, такое воспитание очень вредит, особенно мальчикам. Даже в условиях необходимости контроля нужно учиться взращивать в детях самостоятельность и умение спокойно оценивать обстановку.

Ребенка нужно приучить спать с удовольствием. Очень многие детки сончас в садике воспринимают чуть не как наказание. Купите ему две красивые пижамки: одна будет для ночного сна, вторая — для дневного. То есть для садика будет использоваться привычная пижамка, которая будет ассоциироваться с необходимость спать днем. Стресса от дневного засыпания будет меньше: весь в садике другие кроватки, много энергии, сложно заснуть.

НИКОГДА не пугайте ребенка ни садиком, ни злой тетей-воспитательницей. Это еще хуже, чем пугать бабайкой. Бабайка может и не прийти, а вот злая тетя придет точно. Вы пробуждаете такие бездны страха в психике, что от них ваш малыш может не избавиться до старости.

Второй этап адаптации: непосредственно поход в садик

Адаптация в детском садуЕсли вы думаете, что с началом посещения садика все заботы отпадают, то нет. Все как раз наоборот.

Купите специальную игрушку-помощника, которая будет каждое утро общаться с малышом, провожать его в садик, а вечером спрашивать, как прошел день. Очень помогает диалог через игрушку, когда малыш одевается. Так он меньше капризничает. Например, нужно взять игрушку в руки и приговаривать: «Вася сам одевает сапожки! Ого, вот так молодец! А покажи мне, покажи, как ты это делаешь».

Первые несколько дней ребенка не надо отводить в садик на весь день. Приведите его на вечернюю прогулку с группой, а через 2 часа придите и заберите домой. Обратите внимание на то, что другие малыши радуются, что за ними пришли родители, и что вы вечером тоже будете приходить и забирать домой. Вечером, когда садик закрыт, можно прогуляться мимо садика и показать, что все легли спать, детки ушли домой, воспитатели тоже, а в садике сидит сторож и читает сказки. Обязательно делайте акцент, что завтра детки снова придут встретиться, поиграть, а потом пойдут домой к любимым родителям.

В течение двух недель доводим время посещения садика до полного дня. Первое время не оставляйте ребенка на дневной сон.

В конце второй недели в первый полный день не укладываем спать — договоритесь об этом с воспитателем. На второй день нужно забрать малыша сразу после дневного сна, расспросить, как ему спалось. На третий день забираем в 16 часа (спустя 2 часа после сна). Далее забираем вечером, как всех деток.

Первые дни малыша надо приводить группу одного из первых, спокойно говорим с воспитателем, вводим ребенка в диалог с ним. Ребенок, видя, что мама говорит с воспитателем, проще отнесется к тому, чтобы оставаться в группе наедине с новым взрослым.

Раздеваемся и одеваемся со сноровкой, не подолгу. Учим малыша определять время и определять, когда мама придет за ним. Говорим так: «Я приду, когда стрелочки на часах будут так стоять. Ты уже погуляешь, поешь, поиграешь с ребятами».

Пока ребенок не привык, нужно повторять имя и отчество воспитателя и говорить о том, что будет происходить в группе малыша. Например, можно сказать так: «Ирина Владимировна расскажет, что вы будете делать, вы с ней и ребятами поиграете, а вечером я приду за тобой».

Учтите, что если ваш ребенок с трудом расстается с вами, то лучше, если в садик его будут отводить не мама, а дедушка, бабушка, няня, старший брат-школьник, старшая сестра-школьница, тетя или дядя.

С собой малышу стоит давать любимую игрушку, которая в садике будет знакомиться с другими игрушками, а вечером рассказывать, что видела и где была.

В шкафчик малышу можно положить небольшой альбом с фото с близкими, такой маленький семейный архив. Деткам, которые уже почти школьники, можно дать ключ, чтобы он сам по уходу из дома закрывал дверь, а вечером — открывал ее.

Вечером не забудьте расспросить воспитательницу, как прошел день малыша, а по дороге домой тепло и участливо спрашивайте ребенка, как ему садик. Обращайте внимание на состояние малыша, его капризы, смену поведения. Не забывайте проговаривать, что вы соскучились, помнили о нем, ждали встречи.

Подчеркивайте позитивные моменты и радуйтесь его успехам. Например, можно сказать: «Когда ты делаешь поделки и радуешься, мне очень нравится, что тебе интересно и весело». Но при этом не надо убеждать малыша, что в садике хорошо, если вы видите, что ему там как раз не очень-то комфортно. Иными словами, ведите себя сообразно обстоятельствам. Почаще обращайтесь к своему внутреннему ребенку: а вам на месте малыша понравилось бы, что с вами так обращаются? Впрочем, последний совет — универсальный.

Все рисунки, поделки, картинки малыша храните и собирайте в коллекцию. Так он будет ощущать, что результаты его труда важны, ценны и интересны.

Вечерами после садик уделите ребенку чуть больше внимания, чем в обычные вечера, когда он еще не ходил в садик. Ему сейчас будет не хватать вас, и он будет успевать соскучиться по вас и вашему общению. Помните, что все ссоры и конфликты лучше улаживать без детей: вечерами в доме должна быть комфортная обстановка.

В присутствии других взрослых подчеркивайте, что ваш малыш молодец: он уже ходит в садик, уже совсем взрослый.

Важные моменты для адаптации в детском саду

Помните, что у многих деток адаптация длится почти месяц. Некоторые тревожные и чувствительные детишки могут нервничать и до двух месяцев. Если ваш малыш заболел и провел дома больше 3 недель, вам понадобится время на повторную адаптацию.

Дети до четырех лет могут плакать, видя, как другие родители забирают своих малышей. Это нормально.

Ребенок должен понимать, что садик существует для детей, а не для семей и общения с мамой. Если вы будете посещать ребенка в течение дня, пока он находится в группе, оставаться с ним дольше, чем этого требует время на раздевание, одевание, прощание с детьми и воспитателем, ребенок подумает, что так и надо, будет ждать таких же действий снова.

Не надо заходить в группу к детям: многолетняя практика детских психологов показывает, что это приводит исключительно к лишним стрессам. Изучить, как выглядит помещение сада, как и где детки моются, ходят в туалет, спят, кушают, как выглядит кухня, веранды, участки для прогулки можно во время дня открытых дверей. Обычно это происходит в летнее время, когда детей в садике нет.

Очень важно первые дни посещения садика перенести на вечернее время. Ребенок обязательно должен увидеть, что деток после садика забирают домой, а не оставляют здесь одних.

Помните, что чем спокойнее вы ведете себя в период адаптации, тем легче и малышу привыкнуть к тому, что все в норме.

Если у вас есть возможность, пусть и придется за это отдельно заплатить, пригласите воспитательницу в гости один-два раза. Если новый человек побудет на территории ребенка, поиграет с ним в его игрушки, он воспринимается как свой. В садике ребенку будет легче увидеть знакомое лицо, принять этого человека.

Поздняя адаптация ребёнка

Не все родители знают об эффекте отсроченной адаптации. Некоторые детки могут до 2–3 недель спокойно посещать детский сад, даже не хочет идти домой по вечерам, а потом вдруг резко начинает скандалить, отказываться от еды, не хочет ходить в садик.

Часто это списывают на какие-то внештатные ситуации, тогда как дети только сейчас поняли: в их жизни произошли изменения. Их не просто привели поиграть в новое место, а будут водить сюда долго. И здесь не только играют, но и соблюдают условия режима. Именно это и вводит малыша в состояние раздражительности. Тут не всегда подстраиваются под его мнение. Не все делается по первому желанию. Кое-что новое делать не хочется вовсе. Не все дети рядом ему нравятся, а уйти некуда. И еще много мелочей, с которыми мы все сталкиваемся в социуме. Но для малыша это более сильный стресс, чем для взрослого, попавшего в чужой коллектив.

Поздняя адаптация часто бывает у тех деток, которые дома жили вообще без режима. Поэтому если малыш ведет себя в садике спокойно, первые два месяца не расслабляйтесь. Отслеживайте изменения в поведении.

Почему мама не может присутствовать в группе со всеми детьми

Во-первых, здесь возникает вопрос гигиены: для пребывания с детьми в группе нужно пройти медицинское обследование, а также получить справку от психиатра и нарколога. Только после этого вы будете иметь право общаться с группами детей, не представляя для них физической угрозы заражения заболеваниями и психологической угрозы.

Как облегчить периоды адаптации: секреты

Расширяйте круг общения ребенка до посещения детского сада. Устраивайте общие с другими детьми дни рождения, водите на детские мероприятия, на праздники, в людные места.

Чем больше навыков самообслуживания имеет ребенок, тем легче ему будет в садике. Не забывайте обучать ребенка на дому. Если ему сложно (есть детки молчаливые, есть стеснительные, робкие), отведите его к психологу или логопеду, это поможет ему адаптироваться быстрее.

Кстати, некоторых детей по умолчанию отправляют в специализированные садики, бегло оценив поведение и поставив нелестные диагнозы. Не берите это на вооружение немедленно и не списывайте своего малыша со счетов. К сожалению, наша медицина (особенно бесплатная) далека от идеала. Некоторым малышам могут ставить диагнозы, которые попросту пугают своими формулировками (например, врач может назвать ребенка дефективным, а мать впадет в панику). Пройдите обследование, посетите другого специалиста. Не принимайте слепо на веру первые же слова одного привычного врача. Все люди, все могут ошибаться. Может быть, ваш ребенок просто нуждается в дополнительной поддержке, и ему вовсе не нужна никакая спецгруппа или детский сад для детей с отклонениями в развитии. Увы, но такие диагнозы сегодня «раздают» направо и налево. Это не приговор, помните про это.

1. Не делайте из ребенка тепличное растение: закаляйте его, повышайте иммунитет.

2. Придерживайтесь режима за полгода минимум до начала посещения детского сада.

3. Приучайте ребенка к мысли, что детский сад — это хорошее, уютное место. Создавайте приятный образ садика.

Забирайте ребенка из садика в одно и то же время. Не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните воспитателю, предупредите, по возможности попросите, чтобы воспитательница дала трубку ребенку и скажите ему, что вы скоро придете, пусть ребенок подождет.

Не указывайте время, когда вы придете, а уточните события, после которых вы его будете забирать. Например, расскажите, что вы придете после того, как он скушает булочку и выпьет молочко, поиграет с воспитателем. Выполняйте обещания. Ребенок должен четко понимать, что вам можно верить, он будет ориентироваться на ваши слова.

Придумайте ритуал прощания. Он должен быть быстрый и слаженный. Не надо долгих объятий и лишних слов и утешений. Например, помашите ему рукой и пошлите воздушный поцелуй. Разворачивайтесь и уходите. Чем дольше прощания, тем горше слезы.

Что делать в случае проблем

Если ребенок относится к воспитательнице плохо, и даже если она действительно не права, не ругайте ее при нем и не обзывайте. У ребенка должен быть сформирован положительный образ о той, которая опекает его весь день. Если он отнесется к воспитателю плохо с подачи родителей, убедить его слушаться такого нехорошего человека будет сложно. А ваши негативные слова ребенок очень хорошо и надолго запомнит.

Но если воспитатель действительно ведет себя недопустимо, решайте этот вопрос с заведующей, а ребенка выслушайте, утешьте и обещайте, что разберетесь и защитите его. Но не ругайте и не осуждайте провинившегося человека. Можно лишь сказать, что больше вы такого не допустите. Ребенку очень сложно отделять поступки человека от самого человека. Он и так может отнестись к воспитателю, обидевшему его, плохо. Если вы еще масла в огонь подольете, будет только хуже.

Держите контакт с мамами других детей, по возможности запишите все телефоны воспитателей, заведующей, психолога, нянечки, сторожа садика. Также дайте им свои контактные данные.

Регулярно водите ребенка к психологу во время первого года детского сада. Лучше предупредить возникновение патологий в поведении, чем потом долго устранять их.

Если в садике с ребенком что-то случилось, решайте все вопросы сообща с воспитателем — она была рядом с малышом, знает детали ситуации. Если ребенок травмирован, если случилось ЧП, уточните, нужна ли полиция или скорая. Если эти службы уже вызваны, приезжайте, чтобы поддержать ребенка, быть с ним рядом.

 

 

 

 

30 Июля 2018

Просмотров статьи: 762

Комментарии:

Оцените статью:

Оставить комментарий